Битрикс24 для банка. Почему нет? Автоматизация процесса выдачи банковских гарантий.
Если вы хотите автоматизировать практически все бизнес-процессы в ресторане, вам поможет наш сервис Пинкит.
Протестируйте сценарии автоматизации в личном кабинете Пинкит, зарегистрировавшись по ссылке: https://lk.pinkit.io/register/
Тарифы на платформу и функционал в тарифной сетке можно посмотреть здесь: https://pinkit.io/
Алексей Окара,
основатель Пинол и продакт-менеджер Пинкит
1 Преамбула |
Работа с кредитными организациями вообще и с коммерческими банками всегда имела особую специфику. Кто знает, со мной согласится. Очень часто, при приёме на работу, менеджеры по персоналу ищут аналитиков, которые имеют опыт работы в банковской сфере. Это почти всегда является ключевым условием. Но самым главным условие работы в банке является соблюдение требований информационной безопасности.
1.1 Немного об информационной безопасности коммерческих банков |
Что же таково особенного в банковской сфере?
Во-первых, это высокие требования безопасности. В новом официальном документе «СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ» (СТО БР ИББС-1.0-2014 – «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ (БС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01.06.2014), который был принят и введён в действие Распоряжением Банка России от 17 мая 2014 года, определяются общие положения её, информационной безопасности (ИБ).
В документе определяется следующее.
Основные цели стандартизации по обеспечению ИБ организаций БС РФ:
- развитие и укрепление БС РФ;
- повышение доверия к БС РФ;
- поддержание стабильности организаций БС РФ и на этой основе — стабильности БС РФ в целом;
- достижение адекватности мер защиты реальным угрозам ИБ;
- предотвращение и (или) снижение ущерба от инцидентов ИБ.
Основные задачи стандартизации по обеспечению ИБ организаций БС РФ:
- установление единых требований по обеспечению ИБ организаций БС РФ;
- повышение эффективности мероприятий по обеспечению и поддержанию ИБ организаций БС РФ.
Во-вторых, проблемой при внедрении любого решения для банка является традиционный консерватизм в этой отрасли.
В-третьих, как ни странно, банки привыкли тратить большие деньги на автоматизацию, вследствие чего, недорогие системы вызывают у них подозрения в их «несерьёзности» и отторгаются без изучения возможностей, перспектив и так далее.
Вопросы информационной безопасности – огромная тема и не рассматривается в данной статье. Я лишь привожу понимание того, что надо умело обосновать, где границы требований ИБ и что там, где возможно, есть свобода применять новые решения. Чем больше вы сошлётесь на нормативные документы при этом, тем лучше.
Ключевой информационной системой банка является АБС – автоматизированная банковская система. Касаться этой системы никто не вправе, в части каких бы то ни было интеграций. Таково было требование, которое мне озвучили в первую же встречу. И я понял – для решения задачи выдачи банковских гарантий вполне подойдет мой любимый продукт – Битрикс24. Тем более, что есть «коробочная» редакция, которая устанавливается на сервер банка и входит в инфраструктуру информационных технологий, обеспечивающую надлежащую ИБ.
1.2 Что есть |
Банковские Гарантии и все сопровождающие документы формируются в тестовом редакторе MSWord или существуют как сканированные копии бумажных документов.
Документооборот как таковой осуществляется по электронной почте. Где тут требования ИБ, коллеги?
Я должен перечислять всё кошмары, которые возникают при такой организации работы? Понять их сможет лишь тот, кто непосредственно работает в этой системе.
1.3 Что должно быть |
В результате моей работы должна быть внедрена полноценная система документооборота и контроля исполнения решений.
Пользователи системы не должны быть привязаны к конкретному рабочему месту географически или информационно. То есть, это должна быть WEB-система, для работы которой пользователю на рабочей станции не требуется ничего, кроме выхода в интернет и установленного современного браузера.
Я должен провести полноценную бизнес-аналитику процессов (начиная с анализа регламентной документации банка и надзорных органов), возникающих при выдаче банковских гарантий. Создать Техническое Задание, как часть проектной документации, а также эксплуатационную документацию в рамках, определённых в проекте.
Провести тестирование и внедрение системы и её запуск, сначала в опытную, а затем и в промышленную эксплуатацию. Обучить ключевых пользователей, организовать сопровождение системы (по сути, организовать службу технической поддержки системы как сервиса службы информационных технологий банка).
По результатам внедрения и сопровождения собрать и формализовать дополнительные требования к системе, структурировав их в соответствии с классическим подходом багтрекинговых систем.
- Bug (должны исправляться в процессе возникновения и попадать в соответствующий отчёт).
- Task.
- Issue.
- Change Request.
Организовать циклический процесс управления изменениями и требованиями к системе в целях её совершенствования и гибкости в отношении меняющихся внешних условий, например, законодательства.
2 Схематизация бизнес-процесса |
Ну как Вам задачи (п.1.3) для меня в проекте? Большая бы получилась статья, возьмись я описывать всё. Но, границы проекта по написанию данной статьи – описание внедрения бизнес-процесса выдачи банковских гарантий.
В своих предыдущих статьях, в частности, вот в этой, я подробно останавливался на создании бизнес-процесса. В данном случае ничего нового я Вам не расскажу. Ниже привожу разработанные схемы и таблицу (Таблица 1) ролей бизнес-процесса.
Таблица 1. Роли в бизнес-процессе.
Наименование роли |
Сокращение |
Описание основных функций |
Куратор агента |
|
|
Менеджер продаж |
|
|
Департамент кредитования и инвестиций |
ДКиИ |
|
Управление безопасности |
УБ |
|
Юридическое подразделение |
ЮП
|
|
Управление собственных операций |
УСО |
|
Национальное бюро кредитных историй |
НБКИ |
Внешняя организация |
Агент |
|
|
Уполномоченное лицо банка |
|
|
Секретарь малого кредитного комитета |
Секретарь МКК |
|
Принципиал |
|
Получатель Гарантии |
Отдел учета Кредитно-депозитных и межбанковских операций |
ОУКДМО |
|
Бенефициар |
|
Получатель комиссии по выданной Гарантии |
Я полностью разрабатываю схемы бизнес-процесса и создаю Техническое Задание, что в объём данной статьи просто не поместится.
Отмечу, что большим подспорьем аналитику в описании бизнес-процессов для банков, является хорошая формализованность деятельности банковских процессов и сотрудников, а также наличие регламентов. Хотя мне попался большой и немного запутанный регламент, НО он всё же БЫЛ! Это, конечно, не отменяет написание нового регламента после внедрения системы, поскольку процессы в связи с имплементацией бизнес-процесса изменяются в любом случае.
После разработки схемы бизнес-процесса я даю краткое описание в виде текста с пояснениями к деталям. Это позволяет владельцам бизнес-процессов точно «прочитать» схему и утвердиться в её соответствии тем реальным процессам в работе, которые должны быть автоматизированы в результате внедрения.
3 Имплементация |
3.1 Подготовка |
Далее, нужно пригласить пользователей в настроенную штатную структуру организации в системе и в группы, определяющие функциональность сотрудников, которые в такие группы входят. Иными словами, группы должны соответствовать тем группам, которые описаны в бизнес-процессе.
Есть много вариантов имплементации бизнес-процессов с Битрикс24. Сразу же, что называется, «на берегу», необходимо определиться, в отношении какой сущности системы будут строиться бизнес-процессы. Поскольку данная тема (выбор, к какой сущности строить автоматизацию процессов) довольно обширна, я не буду останавливаться на ней в этой статье, а скажу только, что я выбрал сущность «Списки» Битрикс24.
Для списка необходимо определить набор полей и переменных, а также параметров для бизнес-процесса. Назовем сущность «Список» - «Договор на выдачу гарантии». Таким образом, сущность списка «Договор на выдачу гарантии» будет выполнять роль опоры нашего бизнес-процесса.
Для начала работы необходимо развернуть у себя в организации саму систему Битрикс24 в какой-либо редакции, включить поддержку бизнес-процессов.
3.2 Создание шаблона последовательного бизнес-процесса |
Полное описание всех особенностей создания бизнес-процессов в Битрикс24 не является целью данной статьи.
В своей предыдущей статье, опубликованной на сайте компании Пинол, я описывал создание и исполнение бизнес-процесса в документообороте небольшой организации. Разница в бизнес-процессе этой статьи лишь в том, что данный бизнес-процесс создается к сущности «Список» и более ёмкий, чем тот.
По созданному Техническому Заданию с описанием бизнес-процессов, включая схемы, я создаю рабочий процесс в системе для сущности «Договор на выдачу гарантии».
4 Схемы бизнес-процесса |
Если вы хотите автоматизировать практически все бизнес-процессы в ресторане, вам поможет наш сервис Пинкит.
Протестируйте сценарии автоматизации в личном кабинете Пинкит, зарегистрировавшись по ссылке: https://lk.pinkit.io/register/
Тарифы на платформу и функционал в тарифной сетке можно посмотреть здесь: https://pinkit.io/
Алексей Окара,
основатель Пинол и продакт-менеджер Пинкит
Время работы специалистов Пн.–Пт.: с 9:30 до 18:30; Сб.-Вс.: выходные.
Елена Хажина
|
Регистрируйтесь по ссылке:
|